«Маленькие женщины» для больших девочек. Почему стоит посмотреть новую экранизацию

62

Когда вокруг весна, но на душе сырость, а на носу насморк, хочется чего-то теплого. Вязаных носков, большой кружки горячего какао и душевного женского кино. Таким фильмом стали для меня «Маленькие женщины» Греты Гервиг (2019 г.).

Источник: www.matrony.ru

Посмотреть очередную экранизацию культового девичьего романа середины XIX века мне очень хотелось. Ставшая классикой американской литературы, книга «Маленькие женщины» попала ко мне в руки, когда я была гораздо старше героинь Луизы Мэй Олкотт. Что, однако, не помешало мне полюбить четырех сестер Марч нежной любовью и заставило прочитать также продолжение книги и биографию самой писательницы.

Как ни странно, на знакомство с «Little Women» натолкнул меня негативный отзыв. Одна из героинь Ф. Скотта Фицджеральда отвечает своей кузине, взывающей к ее совести: «Ради Бога, не цитируй ты «Маленьких женщин»! Они давно устарели». Эмансипированные барышни рассказа живут в эпоху джаза, водят автомобили, обрезают волосы, пьют крепкие напитки и танцуют на вечеринках в коротких платьях. Могла ли представить такое писательница викторианской эпохи, наделяя главную героиню в автобиографичном романе феминистскими чертами?

Луиза Мэй Олкотт

Так или иначе, а современная экранизация книги получилась не хуже самой книги 1868 года и голливудской экранизации 1994 года. Обе киноверсии (которые я не буду здесь сравнивать, ибо они обе достойны и прекрасны по-своему) сняты режиссерами-женщинами. Более того, фильм 2019 года Грета Гервиг снимала в возрасте 36 лет. Ровно столько же было Луизе Мэй Олкотт, когда она написала свою книгу. Но не только это роднит двух творческих леди.

Олкотт была активным борцом за права женщин и первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах. На ее передовые взгляды сильно повлияли родители: отец Эймос Бронсон Олкотт – писатель-трансценденталист, и мать Эбигейл Мэй – одна из первых суфражисток. Поэтому сильно ошибаются те, кто, как золотая молодежь из рассказа Фицджеральда, считают «Маленьких женщин» устаревшим манифестом протестантской морали и пресловутых трех «К» для замужних дам.

Недаром за последнюю экранизацию взялась главная феминистка Голливуда Грета Гервиг. Стряхнув идиллично-розоватую пыль с книги, которую уже полтораста лет читает каждая девочка Америки, Гервиг показала нам новых «Маленьких женщин».

Во-первых, она объединила первый роман с его продолжением «Хорошие жёны». Да так, что, постоянно используя прием флешбэков, режиссер то бросает героинь в перипетии настоящей жизни, то окунает в воспоминания о минувшем счастливом детстве. Сделано это мастерски, но местами так тонко, что не читавшему книги зрителю порой не понятно, сколько сейчас лет девушкам и сколько прошло со времени последней сцены.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Во-вторых, акцент с семейной истории смещен в сторону Джо Марч, которая стала главной героиней кинокартины. Это и неудивительно, ведь именно Джозефина, вторая из сестер, стала прототипом самой писательницы. И именно бунтарка Джо всю жизнь была самым любимым персонажем Греты Гервиг.

В-третьих, акцент с добродетелей семьи Марч, начиная с родителей и кончая младшими сестрами, сильно смещен в сторону творчества и самореализации. И со стороны брака – в сторону любви. Очень современно.

Сирша Ронан в роли Джо Марч

Нет, положительные качества каждой из сестер, особенно Бэтт, и их матери Марми в фильме, конечно, есть. И рассуждения о браке как предназначении женщины и выгодной партии тоже. Но красной нитью проходит образ девушки решительной, смелой, способной на самостоятельный выбор своего места в жизни (ни одной из сестер его не навязывают родители) и следования велению своего сердца. Даже те из них, кто на словах проповедуют брак по расчету, в итоге выбирают любовь. И получают и то, и другое.

А мы получили на экраны красивую женскую картину. В меру историчную и по-хорошему феминистскую. Написанную женщиной, снятую женщиной, о нас и для нас. Мужские персонажи в новом фильме «Маленькие женщины» прописаны слабо и эпизодично. Исключение составляет Лори, но и он предстает в фильме скорее женоподобным юношей-подростком, чем героем-любовником. Тимоти Шаламе обаятелен, но на любителя. И рядом с актрисой, играющей Джо, он смотрится органичнее, чем рядом с широколицей Эми. Хотела ли этим что-то сказать режиссер?

Сирша Ронан, Тимоти Шаламе в фильме «Маленькие женщины»

Такой фильм хочется смотреть в уютной женской компании мамы, подруги или дочери. Хотя я смотрела его с мужем, и нам обоим такой необычный опыт понравился. Поглядывая на его лицо, я то и дело замечала добрую улыбку и необычно мягкое для него выражение глаз. Значит, и мужчинам интересно, чем живут девушки. Особенно отцам подрастающих дочерей. Как ни странно, супругу больше всего понравился образ пацанки Джо. Думаю, не в последнюю очередь благодаря великолепной игре и мимике Сирши Ронан и тому, что все-таки Джо – главная героиня картины. На мой же консервативный взгляд, Джо слишком прямолинейна и лишена женской дальновидности. Что не мешало мне улыбаться, когда она плакала над потерей своей девичьей косы (девочки, такие девочки), и грустить над ее разбитым сердцем.

Мне же ближе оказалась героиня Эммы Уотсон. И хотя ее Мэг трудно назвать самой красивой из сестер (в плане красоты вообще выигрывает экранизация 1994 г.), именно со старшей сестрой я идентифицировала себя. И я мечтала бы о красивых платьях и балах, живя в скромной семье пышной викторианской эпохи. И мне, случайно попав в светское общество, хотелось бы там блеснуть, понимая, что это ненадолго. И точно, как она, я потом бы раскаивалась в своем легкомысленном поведении. И я могла бы выйти замуж не по расчету, а по любви за бедного учителя (что я и сделала). И потом просила бы у мужа прощения за чрезмерные расходы на ткань для нового платья. Женщины, такие женщины.

Эмма Уотсон в роли Мэг

Платья – отдельная краса этого фильма. Недаром именно костюмы взяли «Оскара», хотя номинаций у картины было много. Чего стоит тщательно продуманный мальчишеский стиль для Джо, аристократичные наряды Эми и изумрудно-зеленый акцент в виде ленты на Мэг, отсылающий нас к примеряющей шляпку Скарлетт О’Хара.

Кстати, несмотря на милоту общей атмосферы и каждой из сестер, в них нет-нет да и проскользнет типично американская прагматичность в духе главной героини нации с ирландскими корнями. То в разговорах о деньгах и работе, то в поисках удачной партии и желании продать свою красоту на матримониальном рынке подороже. Это вам не восторженная русская барышня Наташа Ростова. Это Америка, детка.

Возможно, именно поэтому мне не близка и героиня Флоренс Пью. И сама Эми – персонаж слишком расчетливый, и актриса, на мой придирчивый взгляд, красива красотой русской крестьянки, а для светской леди XIX века грубовата – как лицом, так и манерами.

Тимоти Шаламе, Флоренс Пью в фильме «Маленькие женщины»

Слишком идеальные Бэтт и Марми получились опять елейными и потому не очень интересными. А попадание в образ и Элайзы Сканлен, и Лоры Дерн мне кажется куда более удачным. В них чувствуется порода, а играть сугубо положительные роли дело неблагодарное. Хотя поплакать на хорошем кино я люблю, и тут тоже был для этого повод.

Сестер Марч отличают искренняя дружба и любовь (в отличие от сестер Фицджеральда, где царят соперничество и зависть). Самопожертвование и удивительное самообладание в самых трудных ситуациях. И разные характеры, и судьбы на любой вкус – от занятий музыкой, писательством, актерством и живописью, до браков – богатых и нет, и сознательного одиночества.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Родители сестер и Гражданская война, на фоне которой происходит действие, остаются фоном. Так что и тут параллели с «Войной и миром» провести не получится. А может, и не надо их проводить? Несмотря на свои маленькие слабости, это произведение, пожалуй, не имеет аналогов в русской, да и мировой, литературе. Много ли вы знаете авторов-женщин, писавших о девочках-подростках и для них? Я навскидку вспомнила Джейн Остин, сестер Бронте, Жорж Санд и Лидию Чарскую.

Тяжел труд писателя. Вдвойне тяжел для женщины и втройне – для женщины прошлых эпох. Так что вздохну я тихонько об участи самой Луизы Мэй Олкотт и перечитаю еще раз «Маленьких женщин» и «Хороших жен». А заодно открою для себя «Маленьких мужчин» и «Ребят Джо».

Реклама:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.